Страничка музыкального руководителя

Информационный лист для родителей . Развиваем музыкальный слух

Информационный лист для родителей

              Развиваем музыкальный слух

      Мир звуков многообразен. Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две группы: звуки шумовые ( от слов шум, шуметь) и звуки музыкальные ( от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные. Умение различать особенности этих звуков и составляет основу развития музыкальных способностей. А для этого мы должны не только развивать, но и беречь детский слух.

  • Развивая слух, полезно слушать тишину, отмечая малейшие возникающие звуки.
  • Помните:  громкая музыка, и долгое слушание музыки в наушниках притупляет слух.
  • Выполняя движения под музыку, учите ребёнка двигаться бесшумно.
  • Следите, чтобы ребёнок не заталкивал в уши посторонние предметы.

      Для того, чтобы развивать у ребёнка умение различать разные по силе звуки, выполните с ним такое игровое задание:

Игровой материал – любая игрушка. В игре могут принимать участие несколько человек. Ими могут быть папа, мама, брат, сестра, друзья малыша. Выбирается водящий.
Ход игры:
Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего – найти игрушку, руководствуясь громкостью ( динамикой) звучания песни, которую поют все участники игры. Звучание должно усиливаться по мере приближения к игрушке.                                            
        Проявление музыкальности - основа развития музыкальных способностей ребёнка
     Очень часто у родителей возникает вопрос: «Музыкален ли мой ребёнок?» Если ребёнок проявляет интерес к любой музыкальной деятельности: слушает музыку, подпевает, двигается под музыку, применяет различные предметы, чтобы «сыграть» эту музыку, можно говорить о наличии музыкальных задатков у ребёнка. Возникает вопрос о том, что может сделать взрослый, чтобы музыкальность у ребёнка проявилась как можно раньше. Давайте заглянем в недалёкое прошлое. Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были потешки, колыбельные, которые ему пели мама, бабушка. Затем во время игр во дворе ребёнок напевал дразнилки, приговорки. Родители работали в течение всего дня, а за детьми присматривали бабушки, дедушки. Поэтому дети могли слышать от своих бабушек песни, которые они никогда бы не услышали от своих родителей. Дети смотрели мультфильмы, в которых звучали прекрасные песни, сочинённые композиторами, с хорошим текстом, интересной, доступной, запоминающейся мелодией. Соответственно дети независимо от взрослых пели эти песни, развивая свой голос, слух, укрепляя здоровье. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного опыта, семейных песенных традиций. С сожалением следует отметить, что в современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное.
     
    Огромное влияние на эмоциональное развитие ребёнка оказывает самостоятельное пение, слушание вокальной музыки, совместное пение с мамой, бабушкой, без сопровождения на музыкальном инструменте. Из опыта работы с детьми хочется отметить такой факт, что в семье, в которой хотя бы один из родителей поёт, дети тоже поют. Нельзя уменьшать значение семейного воспитания и традиций: посещение концертов, театральных спектаклей, игре на шумовых инструментах.
                 Разрешите дать Вам совет:
    1.   Создайте подборку из музыкальных произведений, которые вызывают наиболее положительный эмоциональный отклик у вашего ребёнка. Если у вас возникают затруднения, приглашаем воспользоваться фонотекой нашего дошкольного учреждения (флешкарта). Мы предложим вам те музыкальные произведения, которые ребёнок сможет назвать «моя музыка».
    2.   Откройте у себя дома «мастерскую» по изготовлению шумовых инструментов. Ребёнок сможет ими воспользоваться в самостоятельной деятельности, когда поёт или слушает музыку, а также пригласить вас к совместному музицированию. Шумовые инструменты можно использовать и при заучивании стихов, сочинении и озвучивании сказок. Из опыта работы с детьми хочу отметить, что интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах очень высок. Поэтому при выборе подарка к празднику, вместо очередной куклы или машинки, остановите свой выбор на покупке детского музыкального инструмента.
    3.   Внимательно и бережно относитесь к любым творческим проявлениям вашего ребёнка: среди множества домашних дел и «вечной» занятости найдите время его выслушать, отметить его успехи, включиться в совместную творческую деятельность.

свернуть

Консультация для родителей. Роль музыки в жизни современного ребёнка

 Роль музыки в жизни современного ребёнка

 

Современная  жизнь с её бешеным ритмом, суетой, грохотом и скрежетом - не самая лучшая среда для занятий музыкой. Нас повсюду окружают шумы. На улице - транспорт, дома - различная техника, бесконечные стройки, ремонтные работы и т. д. В качестве «музыки» со всех сторон раздаются низкопробные песенки в соответствующей обработке, всё компьютерное, неживое... больше и больше становится «имитаций жизни», причём проявляется это во всех сферах. Не обошло это явление и музыку... слышишь порой какой-то очередной «хит» и в голове проносится печальное «голос, идентичный натуральному», «инструменты, идентичные натуральным»... о мелодичности и красоте остаётся только мечтать...  Вот в этой «чудной» обстановке, в постоянном дефиците подлинной красоты подрастают и развиваются дети. Обилие «неживых» звучаний замедляет развитие музыкальных способностей. Музыкальное воспитание должно основываться на знакомстве с «живой» музыкой, на посещении концертов исполнителей (на различных музыкальных инструментах, также вокалистов), симфонического, духового, народного оркестров, ансамблей, хора и т.д.

Слуховые представления, сформированные окружающим миром, пугают. На уроке попросила ученика-первоклассника привести примеры музыкальных и шумовых звуков. Шумовых насчиталось около пяти, а музыкальных примеров (кроме указанных в учебнике по сольфеджио) ребёнок привести не смог. Музыкальный слух у подавляющего большинства детей слабо развит. Можно сказать, скрыт под пластами «антимузыкальных» слуховых  представлений. Исключение составляют дети, развитием которых родители целенаправленно занимаются, водят на концерты, тщательно подбирают мультфильмы и фильмы для просмотра, контролируют время, проведённое ребёнком у телевизора или компьютера. В работе с большинством детей  приходится сталкиваться с  трудностями. На первых уроках мало  кому удаётся чисто спеть простую песенку на одной ноте. Благодаря сольфеджированию постепенно развивается музыкальный слух, формируется навык предслышания. Также для развития музыкальных способностей большинство учеников, переступая порог скрипичного класса, отправляются на хор.

Занятия музыкой, как ни пытайся представить их увлекательной игрой, рано или поздно оборачиваются увлекательным, или неувлекательным трудом. Задача преподавателей и родителей поддерживать и интерес ребёнка. Для того, чтобы исполнить любое, даже самое лёгкое произведение нужно приложить усилия.  В жизни столько других интересных и не таких трудных занятий, что же приводит детей в музыкальную школу? Что заставляет их учиться до окончания школы, а некоторых становиться музыкантами? Кто-то ответит: родители. И приводят, и заставляют. С этим трудно поспорить. Действительно, многих заставляют учиться музыке. Однако сколько примеров, когда маленькие 4-5тилетние дети упрашивают родителей купить какой-либо музыкальный инструмент и отдать их на обучение. Это происходит оттого, что ребёнок где-то услышал музыку и у него появилось желание научиться.

С самого начала работы в музыкальной школе меня беспокоит вопрос: что значит музыка для детей? Какую роль она играет в их жизни? В моём классе учатся 12 детей разных возрастов (от 6-ти до 14-ти). Все они находятся на начальном этапе обучения, т. к. 9-ти и 14-тилетние пришли в школу в этом году. На уроках мы помимо игры на скрипке много поём, сочиняем песенки, играем дуэтом, иногда объединяемся в маленький ансамбль. В первое время об отношении детей к музыке приходилось догадываться, наблюдать, экспериментировать с репертуаром, приёмами игры. Конечно, очень хотелось поговорить, задавать вопросы, останавливало понимание того, что дети должны быть подготовлены к этому разговору, должны попробовать всё: поиграть на разных инструментах (хотя бы на двух, на скрипке и фортепиано), поиграть в ансамбле, попеть сольно и в хоре, выступить на концерте, сочинить что-нибудь, познакомиться с различными музыкальными произведениями. Таким образом, у детей сформируются определённые музыкальные представления и предпочтения. К концу второй четверти все мои ученики попробовали свои силы в разных музыкальных областях и я решилась на этот разговор. Говорила с каждым ребёнком в отдельности, чтобы избежать их влияния друг на друга, чтобы было честнее.

На прямой вопрос: «что музыка значит для тебя?» сразу не ответил никто. Формулировка вопроса оказалась детям непонятна, они об этом не задумывались. На вопрос «тебе нравится заниматься музыкой?» все ответили единогласно: «да!». Бальзам на душу!

В рейтинге любимых инструментов уже пошли различия. У большинства учеников любимый инструмент - скрипка, на втором месте - фортепиано, потом гитара. Есть такие, у кого наоборот, фортепиано - любимый инструмент, на втором месте - скрипка. Несколько учеников изъявили желание учиться играть на трёх инструментах: на скрипке, фортепиано и гитаре, а один ученик заявил, что хочет играть на всех инструментах. Все дети независимо от способностей и вокальных данных очень любят петь. Некоторые даже сказали, что петь им нравится больше всего. С огромным удовольствием они поют в хоре. Несмотря на недавнее начало занятий, у каждого ученика уже были небольшие публичные выступления. Выступать всем очень нравится, особенно момент, когда зрители хлопают и можно красиво поклониться. Дети стремятся к выступлению, для них это один из серьёзных стимулов к занятиям.

На вопрос «хотелось бы тебе стать музыкантом?» к моей огромной радости все ответили - «да!». Одна девочка 7ми лет, правда, добавила « Хочу стать музыкантом и зарабатывать много денег».

На вопрос « Что нравится больше, играть самому или в ансамбле или оркестре, где собираются много-много разных музыкантов» большинство ответили: «в ансамбле и оркестре», несколько учеников сказали: «и так и так». Один ученик (тот, который хочет играть на всех инструментах) очень любит импровизировать, и у него есть к этому способности, одна девочка сочиняет песенки «на ходу». Мама девочки очень удивилась, когда узнала об этом, т.к. не замечала за дочкой склонности к сочинению. Недостаток внимания к интересам ребёнка, к сожалению, часто встречается во многих семьях.

Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Когда походы на концерты становятся доброй семейной традицией, когда в доме регулярно звучит классическая музыка, это способствует поддержанию интереса, развитию музыкальных представлений, расширяет кругозор.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Чем раньше состоялось знакомство ребёнка с музыкой, тем лучше. В музыкальных магазинах масса специальных музыкальных коллекций для всех возрастов. В то же время, при всём многообразии музыкальных дисков, ничто не заменит ребёнку колыбельной, спетой мамой перед сном. Для того, чтобы петь колыбельные необязательно иметь выдающиеся вокальные данные и абсолютный слух. Нужно только немного любви и внимания, а простую мелодию колыбельной может освоить каждый.

Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Однако, если музыкальные способности в раннем возрасте проявились недостаточно, это не должно смущать родителей и учителей. Если у ребёнка есть интерес к музыке, желание заниматься, способности будут развиваться, и он сможет достичь хороших результатов.

В наше время особенно важно дать детям музыкальное образование, чтобы они смогли самостоятельно ориентироваться в музыкальном многообразии, были способны распознать подлинное искусство и ценить его.

Не каждый ребёнок станет музыкантом. Воспитание музыканта не должно быть единственной задачей педагога. Самая главная задача - научить ребёнка воспринимать музыку, расширить его кругозор, обогатить музыкальные представления, развить музыкальные способности.

Музыка открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь кроме школы, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Музыка помогает выработать своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире.

свернуть

Рекомендации для родителей. Поговорим об утренниках

Рекомендации для родителей

Поговорим об утренниках

• Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.

• Во время проведения утренника не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные телефоны. И уж конечно не заводите разговор по телефону на утреннике. Уважайте и педагогов и своих детей.

• Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места.

• Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места

• Во время утренника родителям не желательно переходить с одного места на другое, вставать и делать замечание своему или другому ребенку. Если не интересен момент утренника вам, то помните, что он интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает. Свои проблемы всегда можно решить после праздника. Не позволительны хождения родителей во время утренника.

Поддержка и аплодисменты. Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже профессиональные артисты. А ваши дети тем более. Не жалейте ладош. Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда хочется услышать ваши отзывы, пожелания, учесть ваши замечания.

• Отдельно хочется коснуться вопроса о присутствии маленьких гостей - братиков и сестричек. Малыши не совсем понимают, куда они пришли и зачем: могут капризничать, пытаться выбежать к братику или сестренке, а это отвлекает и детей и взрослых от праздника.

• Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.

• По просьбе воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).

Цели организации праздника.

Основная цель праздника в УДО - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.

• Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

• Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Обиды родителей по поводу распределения стихов, участия в индивидуальных танцах.

Поймите, прослушивание множества стихотворений на празднике не доставляет радости ни детям, ни родителям. На празднике чередуются разные виды детской деятельности. Если вашему ребёнку не пришлось рассказать стишок в этот раз, значит, его пригласят на игру, или же ему уделили большое внимание при разучивании танца, и на стихотворение у ребёнка просто уже не было сил. А стихотворение он обязательно расскажет на втором или третьем празднике. Но практика показала, что чаще ребёнок, особенно эгоцентрического характера, чувствует себя задетым. И в этом случае хотелось бы попросить не разжигать честолюбия ни в себе, ни в ребёнке. Не вините в этом, пожалуйста, ни музыкального руководителя, ни воспитателей, ни, тем более, ребёнка-конкурента. Наоборот, постарайтесь объяснить своему ребёнку, привыкшему к лидерству, что он уже научился выступать, пусть поучаться и другие, и что в этом случае уступать очень почётно. И, поверьте, эта сознательная уступка в деле воспитания стоит очень дорого. Она обернётся в вашем ребёнке добротой и способностью к сопереживанию. Это вы со временем почувствуете на себе. Поэтому, очень важно, не высказывать, особенно при детях своих обид, а в случае малейших недоразумений разрешите их с воспитателем.

И, помните! Детский праздник – это мероприятие для детей, а не для взрослых.

И надо сделать всё, чтобы праздник ребёнку запомнился, чтобы он получил удовольствие  и помнил об этом очень долго!

свернуть

Использование нетрадиционных музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста

18.04.2022
Меню раздела